Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11-13
Учителям русского языка и литературы,
преподавателям, методистам муниципальных
методических служб Санкт-Петербурга
10 июня 2024 года на базе ГБОУ школы № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга специалистами ЦНППМ СПб АППО проведена проектная сессия «Основные подходы к преподаванию русского языка в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности».
В ходе мероприятия в единой системе были представлены важнейшие условия обеспечения академической успешности ученика, необходимые для создания таких условий действия учителя, а также соответствующие этим действиям конкретные педагогические приемы.
В сообщении Галины Львовны Вириной, к. филол. н., доцента кафедры филологического образования, были проанализированы основные подходы к обучению школьников с рисками учебной неуспешности.
Ириной Юрьевной Малышевой, к.филол.н., методистом ЦНППМ СПб АППО, были представлены материалы, которые могут составить методический портфель учителя, преподающего русский язык в образовательной организации с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Формирование адресных образовательных программ по работе с обучающимися с трудностями в обучении, использование технологий индивидуализации, дифференциации обучения, технологии тьюторства как средства поддержки школьников, новых педагогических инструментов для работы с отстающими и немотивированными учащимися были определены как ключевые направления работы учителя русского языка с обучающимися с рисками учебной неуспешности.
В ходе проектной секции учителя школ Санкт-Петербурга попробовали свои силы в проектировании разноуровнего урока; выявили потенциал технологий, реализующих идеи поэтапного усвоения умственных действий, игровых технологий и технологий формирующего оценивания в обучении и воспитании школьников с рисками учебной неуспешности.
Проектные мастерские учителей ГБОУ школы №460 Пушкинского района «Использование технологии поэтапного формирования умственных действий на уроке русского языка: работа с обучающимися с рисками учебной неуспешности» (Бабурова Юлия Владимировна), «Основные подходы к использованию технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка» (Веселовская Светлана Ивановна), «Интерактивные методы и приемы обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи» (Полтавец Ксения Ивановна), «Обучение детей с ЗПР русскому языку: возможности инфраструктуры школы» (Коженкова Наталья Владимировна), ««Песочная фантазия». Игра с песком на уроках русского языка» (Федорова Светлана Викторовна, Ерохина Екатерина Валерьевна), «Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда» (Дмитриева Марина Симоновна), «Сенсорная комната в школе: назначение, основные подходы к использованию в учебно-воспитательном процессе» (Ведрова Карина Александровна), «Организация работы со обучающимися с рисками учебной неуспешности: возможности образовательной среды школы» (Казанкова Надежда Евгеньевна, Олейник Ольга Владимировна), методическая мастерская педагогов из Ленинградской области «Игровые технологии как средство преодоления школьной неуспешности» (Высоцкая Юлия Владимировна, Кысса Марина Сергеевна) вызвали неподдельный интерес участников мероприятия.
Педагогические инструменты для работы с отстающими и немотивированными учащимися были представлены в ходе мастер-класса «Пути формирования учебной мотивации школьников: игровые технологии на уроке», проведенного Малеевой Еленой Александровной, учителем ГБОУ школы №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Живой интерес участников проектной сессии вызвала работа площадки «Оценивание для обучения. Использование приемов формирующего оценивания на уроке русского языка». В ходе ее работы Татьяна Александровна Парфенова, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №403 Пушкинского района, провела мастер-класс «Методический конструктор: приемы формирующего оценивания на уроке русского языка». Участники семинара получили возможность самостоятельно подготовить урок, реализующий идеи формативного оценивания.
Проектные мастерские «Развитие у обучающихся метапредметных умений текстовой деятельности: методы и приемы работы учителя русского языка и литературы» (Малышева Ирина Юрьевна, методист ЦНППМ), «Техники обучения пониманию текста на уроках русского языка» (Маркова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, методист ГБОУ школы №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга) позволили рассмотреть читательскую грамотность и как новый образовательный результат, и как условие академической успешности обучающихся. Основной результат работы проектной сессии – определение направлений совместных действий учителей, методистов, дефектологов, педагогов-психологов в области достижения целей современного образования, обеспечения академической успешности каждого школьника.
Ответственный: Малышева Ирина Юрьевна, доцент кафедры филологического образования, методист ЦНППМ СПб АППО.
Телефон: 89522326479; e-mail: spb.appo.malysheva@yandex.ru.
Организационный комитет
Примерная программа. 10.06.2024